Сайт педагога дополнительного образования МОУ "ЦДОД"

Родионовой Алены Леонтьевны

КРЕЩЕНИЕ - КАШАРНИ

 

Кашарни, местами кёрещенкке, — праздник новогоднего цикла. Праздновался чувашской молодежью в течение недели от рождества (раштав) до крещения. После введения христи­анства совпал с русскими святками и крещением. Первона­чально этим праздником отмечался период зимнего солнцесто­яния.

Слово кашарни, видимо, только внешне несколько походит на русское крещенье (к нему восходит вариант кёрещенкке). В буквальном смысле кашарни — «зимняя неделя» (ср. тат. кыш «зима»).

Для проведения кашарни молодые люди нанимали какой-нибудь дом и варили в нем так называемое девичье пиво (хёр сари). Для этого со всей деревни собирали складчину: солод, хмель, муку и все необходимое для угощения односельчан, а также гостей, приглашаемых по этому случаю из соседних де­ревень.

За день до крещения молодые девушки собирались в этом доме, варили пиво и стряпали пироги. Вечером в дом собира­лась вся деревня от мала до велика. Девушки сначала угоща­ли пивом стариков и родителей. Благословив молодых  на счастливую жизнь в наступившем новом году, старики вскоре расходились по домам. Молодежь проводила этот вечер в уве­селениях. Всю ночь звучали музыка и пение, парни и девушки плясали под частушки. Важное место в праздновании кашар­ни занимали всевозможные гадания о судьбе.

В полночь, когда деревня уже засыпала, несколько чело­век уходили в поле. Здесь, на перекрестке дорог, укрывшись покрывалами, слушали, кому какой звук послышится. Если кто услышит голос какого-нибудь домашнего животного,  то говорили, что он будет богат скотом, если же кто услышит звон монет, то полагали, что будет богат деньгами. Звон коло­кольчика и музыка волынки — шапар предсказывали свадьбу. Если эти звуки послышались парню, то он в этом году непре­менно женится, а если девушке — то она выйдет  замуж. Много было в эту ночь и других гаданий, но молодые люди чаще гадали о женитьбе и замужестве. Это и понятно, так как по чувашскому обычаю именно в новогодний период родители молодых засылали сватов.

Во время празднования кашарни по дворам ходили ряже­ные. Они разыгрывали всевозможные сценки из деревенской жизни. Ряженые непременно навещали дом,  где молодежь праздновала кашарни. Здесь они показывали различные ко­мические сценки. Однако первоначально роль ряженых сво­дилась к изгнанию из села злых духов и враждебных человеку сил старого года. Поэтому в период от рождества до креще­ния вечерами ряженые ходили с кнутами и имитировали битье всех чужих.

На другое утро наступало так называемое водокрещение (тура шыва анна кун). В этот день отмечается крещение Господне - один из так называемых двунадесятых праздников русской православной церкви. Установлен этот праздник  в память об описанном в Евангелии крещении Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан. В старину в этот день совершался церковный обряд «великого освящения воды на Иордане», который чаще всего проводился в проруби, проби­той в ближайшей реке или пруду. После завершения церков­ных обрядов священники шли в храм, и у проруби собиралась молодежь. Были здесь в основном ряженые. Чтобы очиститься от скверны, нанесенной нечистой силой при ее изгнании, надо было искупаться в проруби. Смельчаки действительно купа­лись в проруби, но обычно ряженые отмывались в бане. Пос­ле крещенской бани ряженые уже больше не появлялись, ново­годний цикл праздников завершался.

Однако молодые люди долгими зимними вечерами то там, то тут собирались на посиделки и еще долго вспоминали  и веселые проделки ряженых, и новогодние потехи.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".