Сайт педагога дополнительного образования МОУ "ЦДОД"

Родионовой Алены Леонтьевны

НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК СУРХУРИ

 

Сурхури — старинный чувашский праздник. Он отмечался в период зимнего солнцестояния, когда день начинал прибы­вать. Сурхури обычно праздновался целую неделю. Позднее этот национальный праздник нового года совпал с христиан­ским рождеством (раштав) и продолжался до крещения (кашарни). Во время празднования сурхури проводились обряды, призванные обеспечить хозяйственные успехи и личное благо­получие людей, хороший урожай и приплод скота в новом году.

В первый день сурхури детвора собиралась группами и об­ходила деревню подворно. При этом дети распевали песни о наступлении нового года, поздравляли односельчан с праздни­ком, приглашали других ребят присоединиться к их компании:

Хозяева домов встречали ребят у распахнутых ворот, при­глашали в избу и угощали специально приготовленными пи­рожками, калабашками (йавача), сладостями, орехами и не­пременно — жареным горохом. Ребята под музыку пели пес­ни-заклинания с пожеланиями хозяевам благополучия, добро­го урожая, обильного приплода скота. При этом детвора осы­пала щедрых хозяев, а также молодняк домашнего скота жа­реным горохом, приговаривая:

Висе тёслё выльахар-чёрлёхёр

Хутасла парса пек хунавла пултар,

Шутернё парса пек мантар пултар,

Ашалана парса пек писё пултар.

Пёр весе шыв патёнче пултар,

Тепёр весе картара пултар!

 

(Да будут три вида вашего скота

Многочисленными, как горошины

в стручке,

Тучными, как моченые горошины,

Крепкими ,как жареные горошины.

Один конец стада да будет у водопоя,

Другой конец да будет в хлеву!)

Если хозяева были не очень щедрыми, то ребята пели сати­рические куплеты, просили угощения, денег, иначе сулили вся­ческие напасти. Все это регламентировалось ритуалом, и никто не обижался. И ребята, и хозяева все вместе пели специальные песни, плясали под музыку, вскоре детвора уходила в соседний двор.

На другой день подворный обход деревни совершали парии постарше. Они собирали для обрядового девичьего пира (хёр сари) муку, масло, крупу, солод и хмель. В каждом доме молодежь одаривали кто чем мог. Молодицы, вышедшие замуж в прошедшем году, дарили вышитые полотенца, тканые узорные пояса. Эти подарки предназначались для лучших музыкантов, играющих на девичьем пиру.

После обхода всех дворов собранные продукты относили в специально отведенный для хёр сари дом. Там из собранных продуктов девушки варили обрядовое пиво, пекли пироги и другую снедь. Вечером назначенного дня в этом доме собира­лась молодежь всей деревни и устраивала большие посиделки. Девушки приглашали на хёр сари своих подруг из соседних деревень. Во время приготовлений к празднику парни присмат­ривались- к девушкам и примечали, кто как умеет вести домаш­нее хозяйство, выбирали невест.

Большое место в празднике сурхури занимали увеселения, песни, танцы, игры и новогодние гадания. Вечером на «деви­чий пир» приходили и взрослые. Они присматривали за посе­дением молодежи, помогали им, выбирали для своих сыновей невест. Девушки в первую очередь угощали пивом пожилых. Те, получив ковшик пива, поздравляли всех молодых с новым годом, желали счастья и благополучия в наступившем году:

париям — жениться, девушкам — выйти замуж и зажить дру­жной и богатой жизнью. В опустошенный ковш они опускали монетки, которые потом отдавались хозяину дома за аренду помещения.

Вскоре взрослые уходили, и веселье возобновлялось с новой силой. Во время сурхури от рождества до крещенья по вечерам ходили ряженые (светке), которые непременно появлялись п на девичьем пиру. Ряженые разыгрывали всевозможные юмо­ристические сценки.

Ближе к полуночи начинались гадания.   Молодые люди стремились предугадать свое будущее, узнать, какие измене­ния ожидают их в новом году. Все участники хёр сари в пол­ночь шли в овчарню и в темноте хватали овец за задние ноги, чтобы по их цвету и возрасту узнать признаки будущего супру­га или супруги. От такого обряда происходит и само назва­ние праздника: в прямом переводе сурах урн означает «ове­чья нога». Если парню попадалась овечка, то это якобы су­лило ему женитьбу в этом году. Точно так же попавшийся девушке барашек предсказывал скорое замужество. Живот­ное белой шерсти предвещало блондина или блондинку, черной - брюнета (брюнетку). Молодая овца сулила молодую жену, а старая — девушку в годах. Иногда для смеха в ов­чарню запирали козла или собаку, которые должны предска­зывать скверный характер супруга. Также ловили с насеста кур и петухов. Петуха обычно брали с собой в дом. Там на полу рассыпали зерна, деньги, уголь, воду и пускали петуха. Считалось, что если петух вначале подойдет к зерну, суженый будет работящим и зажиточным, если к деньгам - из бога­той семьи, к углю  из бедной семьи, к воде - суженый будет пьяницей.

Чтобы узнать личность будущего мужа, девушка ровно в полночь отправлялась в баню, ставила перед собой зеркаль­це, зажигала свечку, укрывалась покрывалом и вглядывалась в зеркало. При этом считалось, что ровно в полночь в зеркале появится личность жениха. Разумеется, оглядываться по сто­ронам было нельзя, недолго и пропустить жениха.  Нередко парни заранее прятались в пустой бане, тихонько подкрады­вались сзади и заглядывали в зеркало, чтобы было видно де­вушке.                                    

Способов гадания было великое множество.   Молодежь обычно загадывала о суженом, взрослых же интересовали ви­лы на урожай. Ближе к полуночи ходили на гумно, к стогам. Вставали спиной к стогу и, изгибаясь назад, зубами вытаскивали из снопов несколько стеблей с колосьями. Бережно при­носили эти колосья домой. Дома шелушили и считали зерна, приговаривая: «Амбар... Сусек... Мешок... Пусто». Если пос­леднее зернышко приходилось к слову «амбар», радовались, считая, что год будет урожайным; «сусек» предвещал сред­ний урожай, «мешок» - плохой. Ну а если последнее зерныш­ко вышло под слово «пусто», считалось, что год будет неуро­жайным, голодным.

В новогоднюю ночь спать не полагалось. Поэтому моло­дежь веселилась до утра. Под утро веселье выплескивалось на улицы. Тут также звучали песни, продолжались гадания. Раскинутыми руками захватывали как можно больше досок забора и считали - чет или нечет. Чет указывал на женитьбу. Кто-то чужим голосом спрашивал под окном имя будущего мужа или жены. Кто-то оставлял на снегу свое изображение. Если к утру .этот след на снегу будет чистым - то весь буду­щий год будет счастливым. И так продолжалось до самого утра.

А наутро уже кто-то выводил из ворот пару коней, запря­женных в сани-розвальни, и начинались новогодние катания -обязательная часть праздника сурхури. Утром парни развози­ли своих новых подруг из соседних деревень. А днем уже ка­талась вся деревня. Катания посолонь символизировали солнцеворот и извещали о повороте природы на весну.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".